Консультация юриста по телефону
8(800) 555-67-55 доб. 392

Закладная на квартиру при ипотеке

Стать владельцем собственного жилья можно двумя способами: получить в наследство или купить. Второй способ, в принципе, доступен каждому благодаря жилищному займу. Главное условие – приобретаемая недвижимость передается в залог банку-кредитору. Отношения заемщика и кредитной организации регламентируются договором и закладной.  Что такое закладная при ипотеке — рассмотрим далее.

Что такое закладная

Закладная на квартиру (дом, гараж) представляет собой  перечень прав и обязанностей залогодателя, другими словами, собственника недвижимости и первоначального залогодержателя – банка. Состоит из трех частей:

  1. Общие сведения: личные данные заемщика и созаемщика, реквизиты банка, сведения о недвижимом имуществе (адрес, стоимость), данные о кредите (размер, срок, процентная ставка, ежемесячный платеж, штрафы за просрочку).
  2. Обязанности и права участников сделки.
  3. Регистрационные номера имущества согласно кадастровому реестру (Росреестр) – федеральной базе данных, где хранится информация обо всех собственниках недвижимости РФ.
Ипотечная закладная
Закладная фиксирует соглашение между банком и заемщиком в отношении залогового имущества

Порядок оформления

Закладная в банке при ипотеке, что это такое? Рассмотрим поэтапно.

Обращение в банк

Залоговый документ составляется непосредственно после заключения кредитного договора. Документы для закладной по ипотеке в Сбербанке или в любом другом кредитном учреждении предоставляют две стороны. Организация – кредитный договор. Клиент  — кадастровый номер недвижимого объекта, оценочную стоимость. Оценка квартиры по закладной выполняется специализированными отделами при агентствах недвижимости.

Как правило, на следующий день после подписания договора по ипотеке происходит сделка. В крупных банках есть отделы по работе с Росреестром. В Сбербанке – центр ипотечного кредитования. Это удобно – не нужно самостоятельно везти документы на регистрацию. Собственник получает готовый пакет документов вместе с ключами от квартиры, не выходя из офиса. Исключение — оформление закладной по ипотеке в Сбербанке после сдачи дома: покупка строящегося жилья подразумевает регистрацию собственности и оформление ее в залог после завершения строительных работ.

Необходимые документы

Список документов:

  • кредитный договор и договор страхования на жилое помещение;
  • отчет о стоимости объекта. Подготавливает риэлтор;
  • кадастровый паспорт квартиры (дома);
  • после совершения сделки в кредитную организацию нужно предоставить договор купли – продажи, акт приема передачи, расписки (документы, подтверждающие факт оплаты за недвижимость).

Оплата пошлины

Производится до подачи бумажного заявления на регистрацию права. Или после подачи – при регистрации через портал Госуслуги. Стоимость – одна тысяча рублей.

Регистрация

Регистрация закладной по ипотеке в МФЦ – один из распространенных способов оформления собственности, но не самый удобный. Можно обойтись и без визита в МФЦ: ипотечные отделы банков взаимодействуют с Росреестром напрямую. Третий способ регистрации  – электронная закладная, доступна с 1 июля 2018 года, развивается в связи с переходом к онлайн – ипотеке. Более того, с осени 2018 года вопрос «как получить закладную в Сбербанке после погашения ипотеки?» не актуален, так как Сбер перестал использовать залоговые документы при выдаче жилищных кредитов. Как выглядит новая схема? Договор на имущество дополняется соглашением, в котором прописано условие, что закладная не является неотъемлемой частью сделки. Более подробная информация доступна на сайте ДомКлик.

Документы на квартиру
Работа с банками упрощает процесс получения документов

Получение свидетельства

В пункте 12 залогового документа, где указывается номер закладной по ипотеке АИЖК* и номер свидетельства о праве собственности, ставятся подписи участников сделки: заемщика, созаемщика и сотрудника Росреестра. В свидетельстве указано, что на имущество наложено обременение в виде ипотеки. Сделка фактически завершена.

*(АИЖК – агентство по ипотечному жилищному кредитованию – государственная структура по подбору займов на недвижимость. Услуги агентства не являются обязательными для заемщиков, но номер каждой ипотеки есть в базе данных агентства).

Получение дубликата

Залоговый документ в бумажном виде существует в единственном экземпляре. Поэтому в момент оформления нужно проверить правильность данных об имуществе и владельцах, сведения о платежах, процентной ставке, сроке займа. Данные должны совпадать с кредитным договором, чтобы вопрос «что делать при несоответствии закладной договору?» не возник в принципе. Так как, с юридической точки зрения, закладная имеет приоритет перед договором и ошибки могут повлечь финансовые потери.

Для подстраховки (в случае утери оригинального варианта ) нужно попросить в банке заверенную копию.

Действия после погашения ипотеки

Порядок действий:

  1. Забрать документ из кредитной организации. Как забрать закладную у банка после выплаты ипотеки? Сделать письменный запрос на ее получение. По истечении тридцати дней документ можно получить на руки. На последней странице обязательно должна быть пометка банка о том, что обязательства по ипотечному договору исполнены в полном объеме.
  2. Отнести документ в МФЦ, чтобы снять обременение с имущества и зафиксировать новый статус жилья  — «обременения отсутствуют» в Росреестре.

Особенности хранения закладной

Все время действия ипотеки залоговый документ хранится в архиве банка.

Оформление ипотечного займа – сложный процесс, требующий сбора многих документов, внимательности и финансовой грамотности от будущего владельца жилья. Позитивный момент в том, что развитие информационных технологий в скором времени упростит процесс покупки квартиры до уровня интернет – магазина.

Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий

7 + тринадцать =

Adblock detector